В борьбе с банковскими мошенниками помогут самоконтроль, регулярное обновление и фольга

В борьбе с банковскими мошенниками помогут самоконтроль, регулярное обновление и фольга

В Ярославле в конце недели в полицию обратились 10 клиентов одного из банков, у которых похитили деньги с карт. Сумма ущерба от трех тысяч до 600 с лишним тысяч рублей. Схема стандартная: звонок на мобильный телефон от имени сотрудников кредитного учреждения. Подобные преступления буквально захлестнули страну. Пострадавших — тысячи! Люди сами раскрывают аферистам номера, коды, пароли. Разговаривают с преступниками, несмотря на предупреждения банков о том, что их сотрудники никогда не запрашивают подобную информацию. Две кредитные карты с лимитом по 50 тысяч рублей каждая Любовь Николаевна держала на всякий случай: банки предложили бесплатно, почему бы и не взять? Поэтому звонок из службы безопасности кредитного учреждения буквально огорошил. «Мужчина, голос такой представительный: «Любовь Николаевна? Вы сейчас совершали операцию по такой-то карте? Вот в данный момент с Вашей карты снимаются деньги». Я растерялась, испугалась, все это в голове начало крутиться», — рассказывает Любовь Колмыкова. В последнее время такие истории как настоящая эпидемия. Некоторых мошенники донимают звонками по нескольку раз. Цель — наши деньги, средство — наша же растерянность. Когда человеку говорят, что прямо в эти секунды его деньги уходят куда-то налево, логика часто отключается, и он совершает ошибки. «Я добросовестно все выполняю, называю пароль, а они тем временем уже деньги снимали», — продолжает рассказ потерпевшая. Если послушать такой разговор в спокойной обстановке, то сразу станет понятно, что звонят мошенники. Торопливая речь, много бессмысленных псевдофинансовых оборотов, вроде «временный личный страховой агент» или «робот фиксации данных». Все это должно запутать и в то же время успокоить жертву. Например: «Вам будет назначен личный страховой агент, который будет отвечать за безопасность ваших средств; перевожу вас еще раз, нужно указать три цифры на обороте карты, мне их вы не указываете, только роботу фиксации данных». Цель всех этих разговоров одна — получить контроль над вашим личным кабинетом в банке. «Мы никогда сами не звоним клиенту, чтобы уточнять детали операций, мы их и так знаем; мы не спрашиваем никакие коды; мы их сами рассылаем; нам незачем их знать», — поясняет заместитель председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников. При этом мошенники могут знать ваши паспортные данные, в каком банке у вас деньги, они могут звонить с телефона, который в вашей записной книжке указан как банк. Так было с Наталией из Перми. «Поскольку они знали паспортные данные мои, то у меня как бы было к ним доверие. Я назвала данные карточки, а по приходу домой я уже обнаружила, что у меня нет на счету 56 тысяч рублей», — рассказывает женщина. Откуда у преступников наши персональные данные? «Мы сейчас, в нынешней ситуации, оставляем много электронных следов. Ну, сами посудите, не проходит и дня, чтобы, скажем, мы не вошли в интернет, не сделали какую-то покупку в интернет-магазине, не воспользовались соцсетями, или, скажем, не вызвали такси», — говорит директор службы безопасности Росбанка Владислав Белых. Но иногда у преступников есть такие сведения, которые мы в Сети не оставляем. «Там нету, в этих анкетах, никаких номеров счетов, тем более остатков по счетам. А когда мошенники звонят, они зачастую знают не только это, но и последние несколько операций, которые данный клиент проводил. То есть такая информация, она может только из самого банка поступить», — отмечает генеральный директор компании по защите данных Алексей Раевский. Бывает, что преступникам и звонить не нужно — просто на экран вашего телефона приходит Push-уведомление и при его нажатии телефон блокируется. «Я сразу заподозрил что-то не так. Я пытался принудительно выключить телефон, но когда я его заново включал, не могу уже зайти в свой аккаунт, а деньги уже сняли», — рассказывает мужчина. Скорее всего, на телефон была установлена вредоносная программа. Причем это мог сделать сам потерпевший. «Можно подсунуть жертве какой-нибудь поддельный сайт. Этот сайт внешне выглядит, как настоящий, и человек, совершая покупки, вбивает всю информацию о своей карте и совершает покупки», — рассказывает специалист лаборатории компьютерной криминалистики Анастасия Баринова. Даже карманники воруют деньги из кошельков по-новому — если на вашей карте подключена система бесконтактного платежа, то с помощью переносного POS-терминала даже сквозь бумажник можно незаметно списать деньги в пределах установленного лимита. На помощь могут прийти специальные чехлы с металлизированным покрытием — так называемая «клетка Фарадея» не пропускает электромагнитные волны; даже звонок на мобильный телефон в таком чехле блокируется. В экранированном кошельке можно держать не только мобильный телефон, но и все свои банковские карточки. Если их поместить в «клетку Фарадея», то снять с них деньги не получится. Кстати, вместо кошелька можно использовать обыкновенную пищевую фольгу — один-два слоя, и карта под защитой. Среди других советов от специалистов — регулярно обновлять все свои приложение и операционную систему телефона. Внешне они могут ничем не отличаться от старых, но в них уже устранены многие дыры, через которые преступники воруют ваши деньги.